Про достаточность знаний и мудаков
- Какой кошмар! Они не знают, как расшифровывается ТАСС! - возмущается один преподаватель.
- Современная молодежь уже не та. Они ничего не знают! - отвечает другой.
- Они ничего не читают!
Сможете ответить, чем отличаются двудомные растения, что такое циклопарафины, как считать дискриминант, в чем разница между весом и массой. Не то чтобы я помнила это всё на 100%, но это школьная программа. Когда-то мы это все на зубок знали.
Где минимальный набор знаний цивилизованного человека? Достаточно знать даты 1941 - 1945 или надо помнить все ключевые битвы? Надо знать ученых, чьими именами названы улицы? Надо отличать галку от вороны? Канта от Конта? Моне от Мане?
Когда мне было лет 8, мама продала однотомный Большой советский энциклопедический словарь. Я расстроилась очень, потому что очень любила его листать и читать. Но скоро дома появился обновленный двухтомник. Счастье снова поселилось в моей комнате.
Там и тогда все знания были в энциклопедиях и библиотеках. Не все книги можно было купить. Библиотеки работали по графику. Если был срочный вопрос, надо было уметь искать это в библиотеке, копать по именным и предметным указателям, листать десятки страниц в поисках нужного ответа.
Сейчас все (ну почти все) знания мира хранятся у нас на расстоянии вытянутой руки. Достаточно уметь правильно (!) формулировать запрос в поисковик и отличать правду от вымысла (лжи и фейка). Так чему надо учить и как?
На днях говорили с коллегами почти об этом. За два десятка лет преподавания я поняла, что нет ничего плохого, что студенты и я чего-то не знаем. Это повод для новых открытий и знаний. Надо уметь их искать, фильтровать, структурировать. Хуже, когда человек не хочет ничего узнавать, мнит, что ему знаний уже хватит. Век живи - дураком помрешь. Это нормально.
И еще. Если не знаешь что-то, то никогда не поздно узнать. Это не страшно. Но если ты «мудак» (редиска, плохой человек), то это уже никакие знания не исправят. Тут еще надо подумать, что хуже - образованный мудак или глупый. Но это уже совсем другая история.